
Полный привод (4WD, AWD) — схема трансмиссии, в которой тяга двигателя передается на все колеса авто. Следует уточнить, что имеется ввиду не обязательно «4 на 4» — у ракетных тягачей возможно и 8, и 10 осей, и все ведущие. Но мы будем говорить о стандартных гражданских автомобилях класса «B», предусматривающих 4 колеса. С полным приводом связано множество мифов и заблуждений. Кто-то считает его идеальным, кто-то подчеркивает недостатки. С какими задачами он справляется:
повышение проходимости (от парковки в городских условиях до реально тяжелого бездорожья);
повышение управляемости (как правило, на твердых покрытиях);
повышение динамики (лучшая устойчивость при более быстром разгоне);
упрощение конструкции.
Следует понимать, что несмотря на то, что полный привод едет лучше монопривода, тормозит он так же. В повороте все колеса авто проходят разное расстояние. Данная особенность является для полного привода определяющей. И чем длиннее база транспортного средства, тем существенней разница. Любой полный привод требует строго одинаковой размерности резины на всех колесах.
Разновидности полного привода
Подключаемый 4WD (part-time) подходит для действительно тяжелых внедорожных условий, способен переносить большую нагрузку и является самым бюджетным вариантом. 4WD типа part-time категорически не рекомендуется использовать на твердых покрытиях ввиду резкого ухудшения управляемости машины и риска поломать трансмиссию. Как справляется такой привод с задачами?
Проходимость – отлично,
Управляемость – плохо,
Динамика – плохо,
Конструкция – хорошо.
Автоматически подключаемый 4WD (on-demand) конструктивно – это «вторая ось, через муфту подключаемая к первой». Большая часть систем 4WD, рекламируемых и реализуемых как «постоянный полный привод» («realtime 4WD») в действительности относятся к типу on-demand и не обеспечивают всех достоинств постоянного 4WD. Знатоки делят on-demand системы на «хорошие» и «плохие». В основе - умение превентивно подстраиваться под команды водителя (повороты руля, нажатия педали газа) с одновременным использованием «электронных блокировок» колес. Хорошие системы так справляются с задачами:
Проходимость – хорошо,
Управляемость – удовлетворительно,
Динамика – хорошо,
Конструкция – удовлетворительно.
Постоянный 4WD (full-time) считается лучшим вариантом, однако такие системы технологически дороги. Стоит любому колесу «разгрузиться», как в зависимости от условий момент будет мгновенно перераспределен по остальным колесам. Резина на таких авто изнашивается заметно медленнее даже при динамичной езде. Как справляется с задачами?
Проходимость – хорошо,
Управляемость – отлично,
Динамика – отлично,
Конструкция – плохо.
Гибридный 4WD (механически незамкнутый) - ведущая ось от двигателя внутреннего сгорания у автомобиля только одна (чаще всего, передняя), а на вторую ось ставится электромотор, управляемый электроникой так, чтобы его тяга отвечала работе основного ДВС. Как справляется с задачами?
Проходимость – плохо,
Управляемость – отлично,
Динамика – отлично,
Конструкция – отлично.