Считается, что понятие «шанцевый инструмент» берет свое начало в годах Первой Мировой Войны. Название имеет немецкие корни "Schanze" переводится как «окоп». Следуя названию, шанцевый инструмент применяется для создания окопов и укреплений. В мирной жизни этим термином стали именовать весь ручной немеханический инструмент. Стандартный шанцевый инструмент - это лопата, лом, кирка, топор, пила.
Поклонники бездорожья и автомобильных экспедиций берут с собой большое количество различного снаряжения, в этом перечне непременно присутствуют лопата и домкрат. Расположить эти «довольно габаритные» инструменты в салоне проблематично. Кроме того, после первого же применения на подобном шанцевом инструменте остается такое количество грязи, что помещать такой «экспонат» в салон совершенно не хочется. Закрепляют их, как правило, на экспедиционном багажнике, на калитке запасного колеса или на заднем бампере. В качестве крепежа для домкрата применяют или покупной кронштейн, или самодельный, но в обоих случаях металлический. Резиновые и пластиковые фиксаторы не справляются с весом домкрата и за короткий срок приходят в негодность, вместе с ними, чаще всего, в немало страдает и кузов внедорожника, когда по нему начинает долбить чугунная рейка обретшего неожиданную свободу домкрата.
Лопату закрепляют резиновыми держателями или просверливают в черенке и штыке отверстия на шпильки под «барашек». Резиновый крепеж удобнее в использовании – он позволяет оперативно снять лопату и потом оперативно ее закрепить. Рекомендуется использовать крепления из износостойкой прочной резины, они не подвержены влиянию солнечных лучей и температурных воздействий. Однако винтовой крепеж лучше сопротивляется внешним воздействиям. Обозначенными способами можно закреплять и топор.
Конечно же, весь набор инструментов нельзя разместить на фиксаторах и зажимах с внешней стороны. Существуют специальные крепления-самохваты для салонов и багажников.